130 лет со дня рождения А.С. Макаренко

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 12.03.2018 (21:55)

Информация помечена тегами:

инфонарод А.С.Макаренко педагогика юнеско юбилей

5829
* количество прочтений.

Вероятно, ещё многим нашим гражданам, которые родились в СССР, пока ещё кое-что говорит фамилия Макаренко.

Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье, ныне Сумская область, Украина — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель.

Но наша жизнь сейчас построенна так, что новые материалы, недоступные нам в СССР, и которые бы вызвали самый жаркий интерес в то время,  хоть и стали доступны теперь, но всё также не известны нам, теперь уже  в силу отсутстствия времени.

Так уж случилось, что распад СССР повлёк резкое падение интереса к вечным культурным ценностям и их создателям. А Педагогика, безусловна, была есть и будет таковой во все времена,  пока живо человеческое племя.

 

Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке[1].

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИА­ЦИЯ / INTER­NA­TIONAL MAKARENKO’S SOCIETY – ММА/IMS возникла в 1991 году в Полтаве по инициативе исследователей творчества А.С. Макаренко, его воспитанников, педагогов из СССР, ГДР, Китая, Польши, США, ФРГ, Франции, Чехословакии.

  • Российская макаренковская ассоциация (Москва)
  • Украинская ассоциация Антона Макаренко (Полтава)
  • Итальянская макаренковская ассоциация (Рим)
  • Общество макаренковедов им. Либора Пехи (Марбург-Берлин).

 

С 2005 года ММА имеет юридический статус межрегиональной общественной организации педагогической общественности «МАКАРЕН­КОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО».

Наследие Антона Семёновича Макаренко давно и заслуженно является классикой мировой педагогики. Его теоретические открытия в области социальной педагогики и психологии, педагогической антропологии, социологии, этики, решение новых задач эпохи с выдающимися практическими результатами ставят его в ряд социальных реформаторов.

Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО объявить 1988 год – годом Макаренко в связи со 100-летием со дня его рождения. Тогда же были названы всего четыре педагога, определившие способ педагогического мышления XX века. Это Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

На «Педагогической поэме» (1935), художественно-педагогическом мани­фесте, восходящем к лучшим романам воспитания Ж.Ж. Руссо, Гёте, Л.Н. Толстого, воспитывалось несколько поколений в нашей стране и за рубежом. Луи Арагон (Франция) писал о «Педагогической поэме»: «…эта книга беспрецедентна…Ничто не может, не в силах остановить её заражающего влияния, и ничто не может лишить её будущего».

К 1990 году произведения А.С. Макаренко изданы почти на всех языках Западной Европы. В странах Азии – на арабском, бирманском, вьетнамском, иранском, китайском, корейском, кхмерском, монгольском, турецком, японском языках, а также на языках многочисленных народов Индии.

Колония им. М. Горького (1920-1928) и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского (ФЭД, 1928-1935) стали символами успешного преодоления беспризорности детей советской эпохи. Через макаренковские  воспитательные учреждения прошло около трёх тысяч воспитанников. Ни один из них не только не вернулся на преступный путь, но и нашёл свой смысл жизни, свой путь. Они стали высококвалифицированными инженерами, руководителями пред­приятий, боевыми командирами во время войны, достойными тружениками и гражданами. Такой результативности не знает ни одно учреждение пенитенциарного типа в мире.

За время существования коммуны им. Ф.Э. Дзержинского её посетили 214 делегаций. Из СССР – 87 делегаций, Германии – 37, Великобритании – 17, Франции – 16, латинской Америки – 11, США – 8, Испании – 7, из других стран Европы и Юго-Восточной Азии.

В коммуне в составе французских парламентариев и журналистов побывал премьер-министр Франции господин Э. Эррио, бывший ранее министром образования в Лионе. Им оставлена запись в книге посетителей «С моим восхищением и признательностью».

Во время фашистской оккупации на примере «Педагогической поэмы» была создана колония «Свободная республика детей Франции» (Гренобль). Родители этих детей погибли в отрядах движения Сопротивления.

Не случайно в 2000 г. Немецкое общество научной педагогики внесло макаренковскую "Педагогическую поэму" в список 10 наиболее значительных книг по педагогике ХХ века.

Всегда существовало стремление дать афористичное определение макаренковской педагогике. Это «педагогика здравого смысла» (М. Рощин), «педагогика жизни» (А. Фролов), «педагогика дела» (А. Кушнир), «безрецидивная педагогика» (Т. Кораблёва),  «педагогика ответственности» (Н. Минкина), «педагогика оптимизма/мажора», «педагогика преодоления», «педагогика параллельного действия», «коллективистская педагогика», «воспитательная педагогика», «синтетическая педагогика», «реабили­таци­онная педагогика» (В.В. Морозов).

Каждое из этих определений отражает какую-то грань, дух, результат, метод, исток, значимость макаренковской педагогики, вместе давая представление о мощи созданной системы.

Как педагог-писатель Макаренко стал известен при жизни, до своей преждевременной кончины в 1939 году. Однако после Второй мировой войны возросший  интерес к феномену «советского человека», выигравшего войну, ко всей системе советского воспитания  привёл к созданию в 1968 году на философском факультете Марбургского университета лаборатории «Макаренко-реферат» (Л.Фрёзе). Эта лаборатория, впоследствии возглав­ленная доктором Хиллигом, стала безусловным лидером зарубежного макаренковедения.

Его имя занесено в «Календарь великих людей и исторических событий». В 1993 г. Международное бюро образования ЮНЕСКО определило 100 педагогов-философов, образующих "Галактику пайдейи", отражающую разные культуры, эпохи и цивилизации. Среди них - А.С. Макаренко.

В 1994 г. Российским телевидением была представлена серии "Кто есть кто. ХХ век".  А.С.Макаренко  занял место среди других выдающихся деятелей ХХ века: Сунь Ятсена, матери Терезы, Д. Кеннеди, В.И. Вернадского, П. фон Гинденбурга, Ле Корбюзье и др.

Избранные произведения А.С. Макаренко вышли в «Антологии гуманной педагогии», том  «Школа жизни» (1998) и в серии «Золотой фонд педагогики» (2003). За последние годы (С.С. Невская, Москва, 2003; СПб. 2009) вышло также два издания "Педагогической поэмы", оригинальное продолжающееся издание  произведений Макаренко в виде учебных книг (А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, Нижний Новгород, 2007; 2008; 2009; 2010).

Издательский дом «Народное образование» в связи со 120-летним юбилеем педагога в 2008 году начал издание нового альманаха «Макаренко» (А.М. Кушнир), где представлены лучшие публикации исследователей-макаренковедов, сторонников и последователей педагога (М.В. Богуславского, Л.И. Гриценко, И.З. Гликмана, И. Гашковца, Е.Ю. Илалтди­новой, С.Г. Карпенчук, Т.Ф. Кораблёвой, Н.Н. Коршуновой, Я.Н. Левина, В.И. Максаковой, Э. Меттини, В.Ф. Моргуна, С.С. Невской, Н.Н. Оксы, Н.Г. Санниковой, В.И. Слободчикова, А.В. Ткаченко, Э.Г. Шелльхаймера, А.А. Фролова, Г. Хиллига и др.)

На Западе наследие Макаренко использовалось в католических монастырях, лютеранских общинах,  в светских коммунах и поселениях, для работы с маргинальной и проблемной молодёжью. Европа ценит макаренковский опыт за ответственность, хозяйственность, рачительность, отсутствие каст управленцев и подчинённых, за чувство собственного достоинства воспитанника, за его сознательную гражданственность, за преодоление антиобщественных наклонностей.

В СССР и современной  России были разные волны  отношения к педагогике Макаренко: от успешного применения и создания ценных коллективов до резкой и поспешной критики. Это многие школы Украины и среди них: Сахновская школа-комплекс (А.А. Захаренко), Богдановская школа (И.Г. Ткаченко). Это Шелаевская школа Белгородской области (В.С. Подерягин), Григорополисская школа Ставропольского края (Г.А. Ладыгин), Шумячская школа (Белоруссия, В.Ф. Алёшин). Это Мамлютская санаторная школа-интернат (Казахстан, Г.М. Кубраков), школьный завод «Чайка» (Москва, В.Ф. Карманов), московская школа № 67 (Р.М. Бескина). Более двадцати лет Центр образования № 656 (В.С. Николаева, Москва) строят работу единого коллектива учеников и преподавателей на основе традиций Макаренко. Школа в одном из «проблемных» районов Москвы преобразилась. В октябре этого года состоялось торжественное открытие памятника А.С. Макаренко, великолепно выполненного молодым скульптором Татьяной Новиковой по просьбе всего коллектива.

Центр образования № 825 (В.А. Караковский, Москва) в течение сорока лет развивает макаренковские традиции в условиях современной городской школы, создав замечательный коллектив, куда стремятся возвратиться ученики в качестве педагогов и родителей.

К активному использованию макаренковского опыта относится мощное движение ученических производственных бригад, родиной которых стало Ставрополье. К настоящему времени, уже более пятидесяти лет, эта традиция  сохраняет свою значимость. Успешной была деятельность воспитательных колоний, использующих макаренковскую технологию (в частности, знаменитый «вологодский опыт» 60-70 гг.). В наши дни вернуть гуманность в работу воспитательных колоний системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) пытаются члены «Макаренковского содружества» А.С. Калабалин и В.В. Зарецкий, члены Общественной палаты РФ.

Ценнейший опыт использования макаренковской педагогики в условиях школ города и села, в детских домах и школах-интернатах, начиная с 50-годов, тем не менее, выявил необходимость создания другого типа школы, отличного от массовой российской «школы-учёбы». Эта школа должна быть устроена так, чтобы ученики могли быть деятельными созидателями своей жизни, чтобы вся инфраструктура российского образования  способствовала раскрытию их человеческого потенциала.

Демографическая обстановка в стране, необходимость социальной и экономической модернизации невозможны без трудоспособных граждан. Обустройство огромных территорий России должно быть выполнено с любовью людьми, у которых есть «привычка к труду благородная», ясные, и внятные даже для детей, мотивы к труду.

Для преодоления беспризорности, сиротства, детской преступности лучшие силы страны - архитекторы, строители, экологи, педагоги, экономисты, менеджеры, директора предприятий, бизнесмены - способны разработать проекты загородных экопоселений, общин, коммун, семейных детских домов, где макаренковская педагогика сможет проявить свои возможности.

 Международная макаренковская ассоциация совместно с журналом «Народное образование» (А.М. Кушнир) с 2003 года проводят ежегодные конкурсы школ-хозяйств общеобразовательных учреждений, интернатов, детских домов, где воспитывают делом, а не разговорами о нём или ожиданиями лучших времен. К настоящему времени насчитывается около трёхсот участников от Центральной России до Приморья. В выставке «Лучшее – детям» участвует победитель конкурса 2003 года - Ногинская коррекционная школа-интернат Московской области (Н.А. Карэ). Мы ищем лучшие воспитательные практики в России и за рубежом, привлекаем социально-ориентированный бизнес, распространяем высокие технологии в сфере школьного производства.  

  Члены «Макаренковского содружества» участвуют в приоритетной Национальной программе «Здоровье» в части профилактики наркомании и распространения ВИЧ инфекции среди подростков и молодёжи (В.В. Зарецкий).  Непревзойдённый до настоящего времени приоритет Макаренко  сохраняется и в новом направлении «реабилитационной педагогики» (В.В. Морозов, А.Н. Берникова). Макаренко «шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации с их пассивной описательностью, говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности.

В ноябре 2010 года по инициативе ММА, совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) стартовал конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня?» (В.В. Морозов). Члены Международной макаренковской ассоциации выступают за сохранение детского дома как типа учреждения в условиях проводимой реструктуризации со всей полнотой государственной ответственности и общественного контроля.

В русле макаренковской педагогики, на наш взгляд, может происходить реформирование системы профтехобразования для того, чтобы воспитать трудовые кадры с высоким уровнем личной ответственности, мотивирован­ности и гражданственности.

Во второй половине 2010 года члены Международной макаренковской ассоциации – Д.В. Григорьев, В.И. Слободчиков, В.В. Зарецкий, В.В. Морозов совместно с Постоянным комитетом Союзного государства Россия – Беларусь подготовили контуры Программы «Создание инфраструктуры, социокультурных институтов и гуманитарных технологий поддержки детей, ограниченных в возможностях развития и реализации своего человеческого потенциала», представляемой на данной выставке. Нашими коллегами заявлено стремление принять участие в формировании государственной  социальной политики в области детства.

ММА совместно с сотрудниками педагогического музея А.С. Макаренко (А.С. Калабалин, В.В. Морозов, Н.В. и Р.В. Соколовы, Москва) ставят задачу превратить его в современный научно-методический центр лучших отечественных и зарубежных практик, работающих в фарватере макаренковской педагогики. Сегодня это  движение городских и сельских школ-хозяйств/производств, педагогика социального творчества, пенитен­циарная педагогика и реабилитационная педагогика др.

Заметным событием стало недавнее открытие первого музея А.С. Макаренко в сотрудничестве с Русской православной церковью в Свято-Алексиевской пустыни Ярославской области стараниями педагогов Н.В. и Р.В. Соколовых, где воспитывается немало обездоленных детей (2009).

ММА считает неотложной задачу сделать доступными работы А.С. Макаренко (последнее издание 1983-1988 гг.), издав Новое собрание сочинений (М.В. Богуславский). В настоящее время разрабатывается международный  проект «Воспитанники» (В.М. Опалихин, Т.Ф. Кораблёва, А.В. Ткаченко), который предназначен собрать все печатные и видео материалы, письма и воспоминания о судьбах воспитанников Макаренко. Этот, не имеющий аналога в мировой практике проект, представляет большую научную и практическую ценность - проследить отдалённые результаты педагогической деятельности А.С. Макаренко  более чем на  пятьдесят лет.

Мы убеждены: макаренковская педагогика – это лучшее, что мы можем и должны передать детям XXI века!

 

Президент Международной макаренковской Ассоциации, доцент, кандидат философских наук

 

Т.Ф. Кораблёва

Президент Российской

макаренковской Ассоциации,

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук

 

 

В.И. Слободчиков 

 

 

Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Оригинал взят у rassenia в Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Оригинал взят у aloban75 в Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

 

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

 

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (sic!) не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.
А воот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

Нарушая законы жанра, я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи. Пусть он присоединится к двум другим любимым вопросам русской реальности «Что делать?» и «Кто виноват?». Думаю, что обсуждение Профессионалов — подскажет)

PS По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет — там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно — мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано: "Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.
Правление Союза Советских писателей БССР"

Автор:Игорь Цесельский

Оригинал взят у gorlenka в Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

 

 

+ Оригинал взят у v_kalashnikov в Актуальность Макаренко Оригинал взят у vakomi в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.Оригинал взят у alexcrim в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.Оригинал взят у marafonec в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.Оригинал взят у salatauq в Актуальность опыта Макаренко в наши дни.

 

"Нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

Однажды у Антона Семеновича Макаренко произошел такой разговор с профессорами, которые предложили ему поработать над учебником педагогики:
- Вы какую педагогику хотите писать: сегодняшнего или завтрашнего дня? - спросил Антон Семенович.
- Конечно - сегодняшнего. Мы не знаем, что будет завтра.
- Тогда я вам не помощник. Пока вы напишите, придет завтрашний день. И у вас получится педагогика вчерашнего дня

Для начала следует отметить значение педагогического новаторства Макаренко не только для новейшей социально-экономической формации СССР, но и для мировой педагогики в целом.

"Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.."

Вторая немаловажная особенность его подхода к постановке педагогических задач и поиска их решений - классовая, ибо Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. - Поэтому сказать что он был хотя бы из разночинцев, или мещан, - нельзя, то есть он происходил из рабочих, и развивал педагогику применительно к решению конкретной задачи - воспитания нового человека социалистического общества.

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко – была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети – всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей – от безделья.

От составителя
Наша страна, в которой традиционно все лучшее отдавалось детям, переживает непростой период, когда надо защищать детей. Защищать от растления, от пропаганды насилия, от идей индивидуализма, на которых воспитываются нравственные уроды, эгоисты. К защите детства стремятся всевозможные фонды, общественные организации. Об этой своей задаче говорит и государство, пытаясь найти секреты воспитания личности гражданина, достойного отечества своего.

В сегодняшней нашей жизни многие из нас пытаются определить секрет успеха. Кто-то ищет его в книжках по сетевому маркетингу, другие пытаются не пропустить ни кадра, ни слова фильма «Секрет»… Воистину: нет пророка в своем отечестве! При том, что отечественная культура – как историческая память – дает каждому из нас такую возможность.

Мы предлагаем вам книгу, в которой представлены педагогические работы Антона Семеновича Макаренко. Отношение к этому человеку, Педагогу в разные годы было неоднозначным. Есть повод сказать, что Макаренко уничтожали много раз: при жизни и уже потом, когда сам он ответить ничего не мог. Отношение к нему словно маятник: вознесся и – резко вниз.

Меж тем активный интерес к педагогике Макаренко, который мировая общественность стала проявлять после Великой Отечественной войны, когда советский народ одержал победу над фашистской Германией, с каждым годом только возрастает. Специалисты стремятся проникнуть в понимание характера воспитания молодежи «по Макаренко» в Советском Союзе (хотя мы знаем, что отечественная школа не всегда понимала и принимала Макаренко). Такие исследования педагогического наследия и опыта Макаренко ведутся в Германии, во Франции, Англии, Италии, Японии и других странах. Специалистов и просто небезразличных людей интересует, как Макаренко удавалось вернуть беспризорных, одичавших порой детей в общество и одновременно строить жизнеспособный детский коллектив, достигая «необратимых закреплений жизни». Многих привлекает убеждение А.С. Макаренко, что нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».

 

http://bookz.ru/authors/anton-makarenko/4elovek-_823/1-4elovek-_823.html

Дети – НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!
http://secrets-of-happy-family.narod.ru/index-284.html

В 50-е годы в Италии, Японии и особенно в ФРГ появляется много работ непосредственно об опыте А.С.Макаренко.
Известная американская учительница М. Сандерс назвала Антона Семёновича «отцом мировой педагогики». Труды Макаренко применяют психологи Японии. На Кубе существует целая сеть школ-коммун, работающих по системе прославленного учителя и воспитателя.
Поэтому неудивительно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1988 год был объявлен Международным годом А.С. Макаренко. До этого такой чести удостаивались только два наших соотечественника: В.И. Ленин и М. В. Ломоносов.
С 1991 года действует международная макареновская ассоциация, объединившая российских,украинских, итальянских и немецких макаренковедов. С 2005 г. она приобрела статус "Макаренковского содружества".

https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=7576&showentry=6137

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Раздел комментариев к данной публикации:



Image CAPTCHA

Логотип

Образование

Особенности образования в разных странах.


@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина; Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна;
Дата создания: 12.03.2015 (21:41)