НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ БОЛЯЧКАХ, ч. 3, продолжение

Автор: V. Liven
Дата публикации: 23.06.2015 (23:12)

Информация помечена тегами:

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ БОЛЯЧКИ инфонарод

1399
* количество прочтений.

 

  (НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ БОЛЯЧКАХ, продолжение)

Часть 3.

О Нормативах градостроительного проектирования.

Как правило, если Вы возмутитесь строительством очередной «точки» у Вас во дворе, причем возмутитесь в форме письменного обращения в мэрию, то получите ответ, в котором вас заверят, что строительство ведется/будет вестись «с соблюдением всех градостроительных норм». Без уточнений, конечно, каких это «градостроительных норм», главное – всех. Результат строительства Вам, скорее всего, не понравится, и оставит вопрос: да что же это за безумные нормы такие??!!

Раньше, в советские времена, строительство велось строго в соответствии со СниПами – Сводами Норм и Правил, которые теперь, как любят повторять на различных круглых столах и советах, отменили. Что, конечно, не верно. В нашу жизнь в изобилии вошли импортные материалы и технологии, и часть СниПов осталась обязательной, а часть имеет теперь рекомендательный характер, но параллелится с обязательными к исполнению техрегламентами… Т.е. не так, что «СниПы отменили, что-хочу-то-ворочу».

А подзаконный нормативный акт СниП 2.07.01-89*, базовый для градостроительства, планировки и застройки городских и сельских поселений сменился действующей с 20 мая 2011 года  актуализацией  СП 42 13330.2011, с соответствующим названием:  «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». И стал федеральным стандартом нормативов градостроительного проектирования. Тех самых нормативов, которые статья 24 Градостроительного кодекса РФ четко связала  с правом на благоприятную среду.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепила статья 42 Конституции РФ. Право на благоприятную окружающую среду рассматривается в контексте статьи 17 Конституции РФ, которая предусмотрела, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Право на благоприятную окружающую среду является основным (т. е. не производным) правом, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, отказ от них юридически недействителен.  (Например, если Вы даже готовы купить квартиру в доме, отстроенном на радиоактивной помойке, и проживать там, государство обязано подобную возможность пресечь. Потому что не можете Вы отказаться от гарантируемого вам права на благоприятную среду!)  

Право гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности является элементом содержания   конституционного права на благоприятную среду. В качестве правового средства обеспечения права россиян на благоприятную среду жизнедеятельности Градостроительный кодекс РФ рассматривает   нормирование градостроительной деятельности.  Градостроительные нормативы  являются составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве, содержат минимальные расчетные (количественные) показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; нормативы градостроительного проектирования обязательны к  исполнению при любых видах градостроительной деятельности.

Нормативы градостроительного проектирования применяются в первую очередь при подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Нормативы градостроительного проектирования служат критерием оценки качества градостроительной документации,  что теперь особенно актуально т.к. отменено лицензирование градостроительной деятельности, не разработаны необходимые технические регламенты рациональной организации территории и не действует институт государственной экспертизы градостроительной документации – обратите на это внимание! (Ст.29 Градостроительного кодекса РФ предусматривала государственную экспертизу проектов документов территориального планирования. Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по проведению такой экспертизы, за исключением проектов документов территориального планирования РФ.  Но до сих пор отсутствует процессуально-правовой механизм проведения государственной экспертизы.)

 

Власти, разъясняя, что «все градостроительные нормы выполнены», обычно ссылаются на то, что проектная документация застройщика для объекта капитального строительства проходит, согласно Ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - для получения разрешения на строительство - государственную экспертизу. Это так. Но такая экспертиза относится к этапу архитектурно-строительного проектирования объекта, а не к градостроительному проектированию, и не содержит проверки нормативов градостроительного проектирования в применении к расчетной единице территории поселения  (кварталу).  Архитектурно-строительное проектирование для застройщика ведется на основе подготовленных мэрией документов градостроительного проектирования (которые госэкспертизу не проходили), несоответствие которых нормативам градостроительного проектирования неизбежно повлечет градостроительные ошибки и нарушение права жителей территории на благоприятную среду.

Вопрос: а как же/когда проверяются нормативы градостроительного проектирования, для территории? Ответ: а никак/никогда.

Почему??! – потому, что если бы их проверяли, не было бы никакой точечной и вообще хаотичной, бессистемной застройки. Не строились бы «кварталы на пятачке», не втискивались бы новостройки в старые дворы, не оставлялись бы кварталы без стоянок, не рубились бы внутриквартальные «зеленые зоны»…

Словами А. А. Казака, «когда дома стараются рядом с домом поставить, когда лес вырубается, все зеленые насаждения, парки, скверы… Потому что бизнес настроен на то: если коммуникации есть, дешевле можно взять - значит, они будут это брать. И чиновники на это пойдут»  (хорошо сказал Анатолий Альбертович, коротко и ясно). Совершенно очевидно, что чиновники пойдут! – естественно,   вспоминается цитирование К. Марксом T. Дж. Даннинга: «Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы  под страхом виселицы».

Хотя бы частично принимая, что это высказывание – не голая метафора, и оценивая строительные прибыли по «таблице» Даннинга (а строительные прибыли даже выходят за ее шкалу), сложно исключить коррупцию и всерьез уповать на призывы к властям «опираться на мнение общественности» как к решению градостроительных проблем города. При таких прибылях необходимо вырабатывать жесткие механизмы противодействия градостроительному «творчеству» срастившейся с стройбизнесом власти, превращающему Новосибирск в среду, непригодную для проживания.

Н. Мочалин, депутат Законодательного собрания НСО (ЗЖБИ-4)  призывал   к поиску баланса интересов бизнеса и жителей и предложил пользоваться возможностями заксобрания. «Только баланс надо искать не через уговоры, не через диалог между чиновниками и населением, потому что это то же самое, что диалог между овцой и волком. Их надо принудить — законом». (По словам Н. Мочалина, ни разу за время его нахождения в заксобрании депутаты не повлияли на решения мэрии: «Нам говорят, что это не наши полномочия»).

Так закон же УЖЕ предусмотрел обязательное выполнение нормативов градостроительного проектирования! Напомним: нормативами предусмотрены, например, максимальная плотность заселения на гектар, минимальная обеспеченность местами хранения автотранспорта, озеленением, местами в детсадах-школах, поликлиникой, соцкультбытом и др. и др., даже площадками для занятий спортом и площадками для выгула собак (и где они??)  – все это не только приятно, но и необходимо нам, и мы по закону на все это имеем право, прямо на своей территории. И не только придомовой, а на территории проживания, к которой применяются нормативы град. проектирования  - в квартале.

Но на практике  ни власти, ни суд это право  не защищают, за редкими исключениями.

Например, согласно федеральному стандарту нормативов градостроительного проектирования, на одного человека должно приходиться 16 кв. метров озелененных территорий (опять зеленая тема – всегда наглядная иллюстрация деятельности наших городских «слуг народа»). В 2007 году в Горсовете было произведено перезонирование огромного количества скверов, парков и лесов в зоны, доступные для строительства.  При том, что в  соответствии с ежегодными Обзорами состояния окружающей среды в г.Новосибирске плотность зеленых насаждений даже в Советском районе, где расположен Академгородок, который пока ещё с некоторой натяжкой считается городом-лесом, - не достигает этой нормы, а по Железнодорожному району, например, составляет 4,5 квадратных метра на человека, причем эта цифра являлась постоянной (?) в указанных обзорах с 2002 года по 2009 год (по оценкам независимых экологов эта цифра составляет 1,5 – 2 квадратных метра на человека) – нормативы градостроительного проектирования не позволяют в такой ситуации уменьшать существующие озелененные территории. Как же Горсовет довел нас до жизни такой, и как же было произведено то перезонирование 2007 года? Как в такой ситуации Городецкий принялся отрезать куски от Нарымского сквера, в том самом Железнодорожном районе?

    Но обязательного контроля за исполнением нормативов для расчетной единицы территории в Новосибирске не практикуется. Отсюда следуют все «градостроительные ошибки», приводящие к нарушению конституционного права горожан на благоприятную среду, разрушению градостроительной ткани города, созданию в городе условий, непригодных для проживания.

В СССР  строительные нормы и правила четко  исполнялись  – соответственно, существующие нарушения в застройке Новосибирска – продукт деятельности специалистов мэрии города, трудившейся с развала СССР и поныне.

       Т. е. очевидно, что в процессе градостроительного проектирования местные власти обязаны заложить  для территории правильное соотношение площади собственно жилой застройки и необходимой для создания благоприятных условий инфраструктуры, озелененных территорий общего пользования, стоянок для хранения автотранспорта (и не только в коммерческих подземных!), предусмотреть возможности временной («гостевой») парковки на территории квартала – зарезервировав необходимые для всего этого участки.

Очевидно, что при определении параметров будущей стройки местные власти обязаны заложить (а застройщик – безусловно принять) правильные соотношения между жилыми метрами, количеством машиномест в паркинге и на открытых стоянках, сетью проездов, объектами благоустройства, торгово-сервисными объектами и пр. – то есть должны применяться нормативы градостроительного проектирования. Только такая застройка - нормативно допустимая - единственно приемлема. Все остальное – вне закона. Но ведь строят же это «остальное»! Соответственно, незаконно строят.  Как   же выдаются разрешения на строительство в явное нарушение нормативов градостроительного проектирования?

Просто. Разрешение на строительство выдается в соответствии с установленным муниципальным регламентом.

Который соответствует требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса: при наличии перечисленных в Ст. 51 ГрадКодекса документов муниципалитет как бы не имеет оснований отказать застройщику и выдает разрешение  (более того, как уточнили представители мэрии на судебном заседании по строительству на ул. Кошурникова-5, в обязанности мэрии не входит сверять  документы с реальностью).

 В список входит, как уже упоминалось, госэкспертиза архитектурно-строительного проектирования объекта; входит и подготовленный мэрией градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), документ градостроительного проектирования – но он не проходит госэкспертизу. Более того, его никто и не имеет в виду проверять по нормативам градостроительного проектирования для территории: наши специалисты убеждены, что достаточно того, что участок отнесен к определенной зоне, а значит, возможности строительства определяются регламентом зоны (плюс условия подключения к коммуникациям) – и этого достаточно.

Такая «каша» очень удобна: отнесли к зоне, абы как, вернее, чтобы побольше территории ушло в зоны, допускающие застройку, нарисовали регламенты, чтоб побольше всего строилось, и поменьше ограничений –   и выдавать ГПЗУ, основываясь  на зонировании, не вспоминая про нормативы.

Хотя градостроительные регламенты вообще не подменяют нормативы и не отменяют их применение!

А специалисты мэрии наверняка будут громко возмущаться в ответ на обвинение, что они не применяют нормативы градостроительного проектирования (мы не слыхали пока таких возмущений, но наверняка будут). Они применяли нормативы – когда проектировали и принимали Генплан города! Кстати, нормативы градостроительного проектирования появляются в кодексе как раз в статье 24, посвященной генплану. Специалист мэрии Новосибирска из архитектурно-строительной инспекции выразил в беседе с представителями   ТОСа «Малая Родина» убежденность, что нормативы градостроительного проектирования применяются не далее этапа составления генплана города, а далее «уже ничего поделать нельзя». Также этот специалист путает два толкования понятия «контроль за нормативами»:

а)  проверку соответствия   нормативам при подготовке и проверке проектной документации – т.е. их применение  и б) контроль за тем, соблюдают ли нормативы муниципалитет и другие  участники градостроительных отношений. Специалист инспекции считает невозможной оценку соответствия проектной документации на исполнение нормативов градостроительного проектирования при решении о выдаче разрешения на строительство. К сожалению, изложить для нас свои убеждения письменно он не пожелал.

Более утонченные специалисты этой же мэрии наверняка припомнят, что применяют нормативы и на следующем за Генпланом этапе – при проектировании и утверждении проектов планировки территории (это уточнения Генплана, который намечает зонирование и др. ооочень обобщенно; проекты планировки затем детализируют намеченное в Генплане);

и  по уму, конечно, мэрия никогда не станет отпираться, что применяла при проектировании проектов планировки территории нормативы J, это специалист их инспекции совсем перегнул. Какие-то из нормативов даже мелькают в текстовой части таких проектов. 

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) является последним документом в цепочке градостроительного проектирования территории. Общественный Совет при Минрегионе России в 2011 г. настаивал, в соответствие ФЗ №41, специально прописать необходимость учета нормативов градостроительного проектирования при подготовке градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) в тексте Градостроительного кодекса; предлагалось внести это в качестве поправки к статье 51 – той, что о выдаче разрешения на строительство;

также прописать в Градостроительном кодексе, что в случае нарушения нормативов разрешение на строительство не выдается.

Очевидно, что такое требование практически исключило бы градостроительные ошибки, описываемые обычно как последствия точечной застройки. Но оно же исключило бы самою возможность безалаберной, хаотичной застройки под прикрытием городских градостроительных регламентов и решений мэрии о «выкраивании» участков на застроенной территории. В условиях, когда градостроительство нацелено единственно на получение максимальной прибыли, на капитализацию стоимости городской земли с наименьшими издержками, такая поправка противоречит совместным целям мэрии и застройщика. Поправка не принята. Будет ли, когда-нибудь?

В соответствии с направлением «развития» современного градостроительства – сомнительно. Там ведь, в Думе, не дураки сидят.

И кто из читающих этот текст  оценил бы работу депутатов, пробивших такую поправку?

Кто вообще думал про эти нормативы и ГПЗУ?

 

А без нормативов получается так:

Предположим, приобрел застройщик участок в зоне Ж-1 в застроенном уже квартале. Почему-то нашелся там свободный кусок (ну, неоформленный скверик. Или спортплощадка какая-нибудь. В общем, ерунда, а не здание. Т. е. пустырь по бумагам. Или даже настоящий пустырь). И на нем сформировали участок. И вот этот застройщик может, согласно регламенту, построить там двухэтажный магазинчик. А может пятиэтажный дом. А может – 50-тиэтажный. И запросто при этом «проскочит» экспертизу своего проекта: он просто не сообщит о том, что у дома по соседству не глухой торец, а с окнами. А почему он обязан это сообщать? То, что остальные окна этих торцевых квартир – северные, никого уже точно интересовать не будет. А для остальных квартир соседнего дома инсоляция по нынешним суперскупердяйским нормам пройдёт, впритык – если только застройщик с экспертами вообще вспомнят, что там   есть этот  дом. Если забудут – ничего страшного, особенно если там живут тихие, спокойные люди. Которые не побегут судиться. Таких ведь большинство. Они накричатся в начале стройки, а про суд по инсоляциям да КЕО и не сообразят…

    А ведь застройщик может на своем участке вообще не строить, а организовать сквер – да-да, есть и такой разрешенный вид использования для зоны средне- и многоэтажной жилой застройки (Ж-1).

    В зависимости от выбранного правообладателем участка вида разрешенного использования этого участка, разница последствий для квартала будет  колоссальная. И скорее всего, 50-тиэтажка в нормативы совершенно никак не полезет. Но как же тогда получилась для этого участка зона Ж-1, с регламентом, допускающим строить 50-тиэтажки? Ну, просто участок – посреди кольца 9-тиэтажных домов; естественно, всю эту группу и отметили на карте как Ж-1, вместе с незастроенной «дыркой бублика», которая раньше обеспечивала этому кварталу нормативное озеленение. Теперь эта дырка – новый строительный участок  с регламентом зоны Ж-1, а про озеленение больше никто не вспоминает. Ушло как пережиток  советского прошлого с его госнормированием. (Это и есть прогресс!  Город развивается, а кто хочет дышать – пусть едет в деревню и тд и тп.)

И пока дело не дойдет до суда по инсоляции или КЕО, соседи новостроящейся пусть не 50-ти, а всего лишь 25-тиэтажки будут получать из инстанций сообщения о том, что участок отнесен к зоне застройки средне- и многоэтажной жилой застройки (Ж-1) , любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием тер­риторий видов, правообладателями земельных участков выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, и, конечно, что строительство ведется с соблюдением всех градостроительных норм. Экспертиза от ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза» у них получена. Как всегда.

 

     Если Вы проживаете не в «малоэтажке», то  можете открыть «Правила землепользования и застройки города Новосибирска» и полюбоваться сказочным многообразием возможностей использования зоны средне- и многоэтажной жилой застройки (Ж-1). У вас рядом с домом не имеется просвета между зданиями, площадью где-то полгектара? (С северной стороны от дома можно и в 15 метрах строить.)

Заодно полюбуйтесь возможностями новосибирской версии зоны озеленения: Р-2.

Сколько же всего можно там понастроить! Это наши депутаты позаботились, многие из них сами строить очень любят.

По информации от «Искалеченного Новосибирска», прямо связаны со строительной отраслью депутаты Вячеслав Викторович Илюхин, Александр Николаевич Манцуров,  Антон Григорьевич Тыртышный, Надежда Николаевна Болтенко, Игорь Дмитриевич Салов, Дмитрий Валерьевич Прибаловец, Алексей Юрьевич Джулай, Юрий Николаевич Похил, Сергей Николаевич Моисеев, Дмитрий Валериевич Червов, Александр Александрович Родионов.

А депутат Н. З. Ляхов (известный в Академгородке конфронтациями  с  жителями),  лоббировал точечную застройку, в том числе на единственном скверике в «Щ», за средства ФЦП «Жилище» (3 млрд.р.)!

Скоро опять выборы…

 

В продолжении: о Нормативах градостроительного проектирования, региональных и местных.

 

Поддержите автора публикации

Быть автором - это не просто. Много сил уходит на то, чтобы добыть информацию, написать о ней публикацию и оформить её внешний вид. Сообщество ИнфоНарод.РФ не платит зарплат, но каждый день появляются новые публикации! Главной мотивацией наших авторов служит стремление донести до людей важную информацию, обратить внимание общества на волнующую тему. Если Вам понравилась публикация своим содержанием и/или оформлением, то, пожалуйста, поддержите автора рублём. Тем самым Вы покажете всему сообществу ИнфоНарод.РФ, что данная публикация действительно ценна и удачна. А автор сможет хоть немного компенсировать затраченное время.

рублей

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Антимайдан в Новосибирске

приглашения на акции движения в городе Новосибирске, актуальная информация от участников движения


@

Модератор содержания канала: V. Liven
Дата создания: 17.02.2015 (13:53)