Прощёное и непрощёное воскресение

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 25.02.2018 (01:10)

Информация помечена тегами:

инфонарод Прощёное воскресенье Пост Масленница Зоговение Н.В.Гоголь Обида Прощение

3318
* количество прочтений.

Решив написать статью ко дню Прощёного воскресения, накопив немало  самых разных историй из своего жизненного опыта, думал, что сделаю это без большого труда, быстро. И собирался как раз к этому дню и опубликовать, но, неожиданно для себя, начав подбирать материал и осмысливать эту тему, понял, что с ней и за месяц не справиться, а, может быть, и за два. Пришлось прийти к некоторому компромиссу с самим собой и много из того, что планировал, пока отложить и опубликовать лишь некоторые размышления на эту тему, которая оказалось совсем не простой. Благо, материала, на который я мог бы опереться, как уже  написал, накопилось немало и хватит не на одну статью, хотя  многое из того, что планировал, пока найти не удалось.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том II

 
Прощеное

Прощеное или прощальное воскресенье – воскресенье Сырной Недели, когда в евангельск. и апостольск. чтении церковь предлагает свои наставления касательно поста. Он должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы и состоять в нелицемерном, пред очами Отца Небесного, исполнении правил прощения и не осужденном отношении к ближним. На этом основывается обычай испрашивать прощение друг у друга.

К сожалению, это всё что там есть.

 

В.И.ДАЛЬ

Толковый словарь живого великорусского языка
ВОЛОГОДСКАЯ
ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА

Прощенье четиредесятницы,  обряд или обычай,  частью  уже  устаревший,  взаимного прощения в грехах, при начале и в конце великого поста, в вечер сырной и в среду страстной недели.  Ходил великий государь в  собор,  к  прощению четыредесятницы. Прощеник,   -ница,   прощеный  в  чем,  помилованный;получивший отпущенье  грехов;

https://www.booksite.ru/fullte...

 

Пришлось оставить за рамками этой статьи, как поссорились и примирились два Александра, дружившие несколько десятков лет, и как их поначалу разъединила ельциновская перестройка; рассказ о двух одноклассниках, один из которых, будучи по возрасту уже  за 50 лет, не хотел видеть другого из-за события, которое произошло в школе в 5 классе. Случаев, которые я припомнил, с разными людьми и с разными окончаниями набралось с полсотни, и один подчас  интереснее и "краше" другого.

Но, поскольку я решил писать не только о своём жизненном  опыте, а и про Прощёное воскресение, то  решил разобраться и с опытом, который был до меня, и  обратиться к классике. И, естественно, не смог обойти и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя.

А прежде этого,  я попытался найти в классической литературе упоминание Прощёного воскресения. И пришёл к некоторому разочарованию: упоминания нашлись лишь в одной статье, да и в той не все  примеры  относились  к нему. Тем не менее, я привожу эту небольшую статью целиком, правда, опуская картинки, которые есть в самой статье. Кто захочет, сможет посмотреть их, пройдя по ссылке. В общем, материал оказался весьма и весьма скудным.

 

 

7 Прощёных воскресений в русской литературе

 

Вопрос же, который я сам себе задал: как Прощёное воскресение, которое, как пишут, есть только в Русской Православной Церкви (правда, кое-кто считает, что оно  есть и в греческой  православной церкви тоже) помогает  справляться с обидами и выстраивать жизнь в соответствии с Евангелием?

Прочитав Н.В. Гоголя, понял что, никак.  Никак, поскольку о нём и вовсе упоминания нет, как будто во времена Н.В. Гоголя такого обычая не было. Не нашлось места для него и у А.С. Пушкина, и  у Л.Н.Толстого, и у А.П.Чехова, и у Н.С. Лескова. Лишь небольшие кусочки  оказались  у И.С. Шмелёва (Масленица) и у С.В. Максимова (Масленица), самый полный у С.В. Максимова. Правда, может быть, я не смог найти ещё у кого-то. Если кто-то из читателей знает, то  приведите в комментариях, буду  весьма благодарен. Тексты про  Масленицу,  найденные у А.С. Пушкина, а точнее, не его тексты, а  о нём, по дневникам того периода,  свидетельствуют, что у дворян тогда этого обычая не было. На страницах интернета встречаются и упоминания об обычае прощения, к примеру, у Ж. Маржерета.   "На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: "прости меня, пожалуйста", другой отвечает: "Бог тебя простит, и ты меня прости".

Значит, в народной жизни этот день, скорее всего, не существовал  при принятии Христианства (Православия) Русью, а появился позже, возможно, при Иване Грозном, существовал не во все времена Православной веры  на Руси, то исчезая, то появляясь вновь, как сейчас. Перечитав повесть Гоголя, которая  заканчивается описанием того, как, находясь в  одной церкви, порознь друг от друга, два бывших товарища продолжают, спустя десяток лет после ссоры, судиться,  и каждый рассчитывает на наказание другого,  невольно задумаешься о сегодняшних конфликтах, например, на Украине, да и не только.

Не увидел никакой роли священника в примирении, он  почти отсутствует в повести. Вероятно, не желает набожный Н.В. Гоголь писать плохо о священстве, а хорошо писать, видимо, не о чем.  И лишь есть  неудачный опыт примирения судьёй, городничим и дворянским обществом. Впрочем, эта повесть  подвигла меня поискать, а нет ли чего-то более полного на этот счёт, похожего на неё. Оказалось, что была повесть другого автора, который оказался совсем незаслуженно забыт,  и о которой хочется уже поговорить в следующей статье.

Вот так начинаешь исследовать тему доступными средствами и приходишь к неожиданным открытиям, открываешь новых авторов, о  которых, увы, в школе не сообщают, а потом всем нам некогда. Да, действительно, перефразируя классика:нас всех учили понемногу  чему-нибудь и как-нибудь…

Решил посмотреть, а как сейчас учат литературе, и попросил найти программу рекомендованной литературы для средней школы, в том числе и в православной гимназии. Увы,  Н.В. Гоголя "…о том, как поссорились ..." - нет... Чему же нас учит школа, и как делаются подборки из многочисленной литературы в школе, остаётся для меня и по сю пору загадкой. Ссоры и обиды - это  часть нашей жизни, и умение жить в мире без ссор  дорогого стоит, извините за эту банальную истину, а ведь эта  повесть может заставить задуматься, если ей уделить должное внимание.

Если посмотреть, сколько разводов, развалов общественных организаций, конфликтов в школах, на  производстве, конфликтов в семьях, бытовых, с самыми тяжёлыми последствиями происходят из-за незначительных, казалось бы, причин, что постоянно попадает в современные новости. Развал СССР ведь тоже не просто так произошёл, и не малую лепту вложили личные неприязненные отношения руководителей государства. 

На момент написания рассказа Н.В. Гоголем Православию было уже более 800 лет... Если посмотреть пристальнее в эту небольшую  с виду повесть, то  чего там только нет. В том числе легко увидеть будущие  доносы, которые умножатся многократно  и пожрут миллионы людей после Февральской и Октябрьской революций. Да, велик классик!! Не хочется всё и сразу из того,  что там есть, помещать в одну статью, на этот рассказ можно потратить много времени и в школе,  и после школы и, надо сказать, что воздастся  сторицей.

Увы, в программе школы не видно методичности подбора литературы, с точки зрения подготовки выпускника к реальной жизни, то есть получению им реального аттестата зрелости. Про аттестат незрелости я уже писал в статье Аттестат незрелости общества, только прикоснувшись слегка к этой непростой теме.  Классическая литература на то и классическая, что ставит, а  иногда и  решает, сложные вопросы взаимоотношения человек - человек, человек - государство, народ - народ, человек и природа. И если в системе координат этих отношений не дать понимания, где отрицательные значения, а где положительные и не научиться видеть, где верх, а  где низ, то это  приводит к тому, к чему мы и пришли в XXI веке, имея за плечами груз неподъёмных, плохо решаемых  проблем, при этом имея сокровища, правда, увы неоценённой по достоинству и не понятой  великой  русской  литературы и более 1000 лет православия.   

Ин.14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Так уж  получилось, что написать эту статью меня побудила повесть Н.В. Гоголя о том,  как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Два  друживщих друг с другом соседа,  ходивших вместе в церковь... Соседи были  православными христианами.

"Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, И. Христос сказал:

“Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф.5:23-24)."

 

Асадов Эдуард - Прощёное воскресенье

Кристине Асадовой

Пекут блины. Стоит веселый чад.
На масленицу - всюду разговенье!
Сегодня на Руси, как говорят,

Прощёное святое воскресенье!

И тут, в весенне-радужном огне,
Веселая, как утренняя тучка,
Впорхнула вместо ангела ко мне
Моя самостоятельная внучка.

Хохочет заразительно и звонко,
Способная всю землю обойти,
Совсем еще зеленая девчонка
И совершенно взрослая почти.

Чуть покружившись ярким мотыльком,
Уселась на диване и сказала:
- Сегодня День прощенья. Значит, в нем
Сплелись, быть может, лучшие начала.

И вот, во имя этакого дня,
Коль в чем-то провинилась, допускаю,
Уж ты прости, пожалуйста, меня. -
И, поцелуем сердце опьяня,
Торжественно:
- И я тебя прощаю!

- С древнейших лет на свете говорят,
Что тот, кто душам праведным подобен,
Тот людям окружающим способен
Прощать буквально все грехи подряд. -

И, возбужденно вскакивая с места,
Воскликнула: - Вот я тебя спрошу
Не ради там какого-нибудь теста,
А просто для души. Итак, прошу!

Вот ты готов врагов своих простить?
- Смотря каких... - сказал я осторожно.
- Нет, ну с тобою просто невозможно!
Давай иначе будем говорить:

Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь?
- Ложь? - я сказал, - уж очень это скверно.
Но если лгун раскаялся, ну что ж,
И больше не солжет - прощу, наверно.

- Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил,
Потом - конец! И чувства не осталось...

Простил бы ты?
- Пожалуй бы простил,
Когда б она мне искренне призналась.

- Ну, а теперь... Не будем говорить,
Кто в мире злей, а кто добрей душою.
Вопрос вот так стоит перед тобою:

А смог бы ты предательство простить? -

Какой ответ сейчас я должен дать?
Вопрос мне задан ясно и солидно.
Как просто тем, кто может все прощать!
А я молчу... Мне нечего сказать...
Нет, не бывать мне в праведниках, видно!

 

 

«Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его?». (Матф. 12:25–26)

Бытовые конфликты, семейные конфликты, соседские конфликты, количество преступлений на бытовой почве зашкаливают сегодня по нашей стране. Школьные конфликты. Производственные конфликты и т.д. Обиды, оскорбления, приводящие к самым тяжёлым последствиям, ссоры, разобщающие людей, лишающие их не только радости и счастья, но подчас и  здоровья, и даже  жизни.

Наверное, те, кто смотрел фильм А.Тарковского "Андрей Рублёв",  помнят, как один брат (князь православный) "замирился" с другим братом (тоже князем православным)  мечём и огнём, сжигая и убивая, в том числе и в  церкви, людей своего брата. История полна таких случаев, и не только на православной Руси, но и в католических странах, и  среди других ветвей, причисляющих себя к христианам, то есть к последователям  Иисуса Христа.

Казалось бы, что всем было дано одно учение, одни и те же заповеди, но многие народы, принявшие христианство, воевали друг с другом, как внутри себя, то есть, имея один и тот же язык, так  и с другими христианскими народами. Прочитайте, если не читали,  к примеру,  «Пуритане» Вальтера Скотта.  Или взять историю междоусобных войн на Руси, в Польше, Франции, Англии и т.д.

Вот и у нас, в  РПЦ празднуется победа  одного православного  князя-брата над другим православным князем-братом  в междоусобной войне. К примеру, 10 декабря икона Божьей Матери Знамение. На следующий  уже год проигравший сражение  брат возьмёт реванш и угонит в полон людей своего брата. Но 10 декабря празднуется не замирение, а победа одних православных над другими в бою!!!! Надо полагать, что и у одного брата, и у другого были священники. Почему же в ссоре князей священство не принимало участие по замирению?

Была ли Христова вера, принятая на Руси в IX веке, верой Христовой или нет? Если анализировать с точки зрения Нагорной проповеди, то вряд ли. А тогда во что крестилась Русь, во Христа ли? Возможно, привлекала система  социальных отношений, которые были в  Византии? Но, приняв их, приняли и Евангелие, и оно так или иначе оказывало влияние на тех или иных людей и, по большей части, вероятно,  далёких от реальной  власти. Видимо, мы плохо знаем историю того, как пришло христианство на Русь. Ведь понятно, что книг было не так много, и учение пришло не сразу, а через общение с теми, кто исповедовал, а с момента возникновения христианской веры прошли сотни лет, почти тысяча.  А за это время сколько раз менялось понимание тех или иных текстов, современные комментарии  могут сильно отличаться от комментариев первоначальных – то есть от понимания тогда теми или иными людьми. Как понимали христианскую веру наши предки сотни лет назад? Так ли, как мы, или иначе? И не это ли приводило к тому, что Я - есмь путь... и сама Нагорная проповедь не стали столбовой дорогой в отношениях князь - князь, власть – народ?  А отсюда - и распри, и междоусобицы, и крепостное право, и, в конце концов, и революции - как ответ на потерю Я- есмь путь и истина и жизнь? Если бы узнать, как комментировали князьям священники те или иные места, наверное, кое-что удалось бы понять, если бы сохранилась библиотека и эпистолярное наследие тех времён, хотя бы времён  Ивана Грозного, которое  только отчасти есть и которое, наверное, стоило бы проанализировать ещё раз. В общем, там и ответ о роли Прощёного воскресения  и  информация о том, было ли оно ранее XVIII века. И не потому ли так много в нашем мире "Иванов Ивановичей" с "Иванами Никифоровичами"?..

Нравственные аксиомы Христовой веры

Как в геометрии Евклида или Лобачевского есть свои аксиомы, так и в нравственном мире  христианства есть свои, Христос говорит: Я есмь путь.

Ин.14:6. Иисус (Исус - по древлеправославному) сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.(Глагóла емý Иисýсъ: áзъ éсмь пýть и и́стина и живóтъ: никтóже прiи́детъ ко Отцý, тóкмо мнóю:)

Иисус Христос в  Нагорной  проповеди  понятно изложил  аксиоматику этого пути.

Каждый город имеет свою печать истории, свой отпечаток, свои особенности общений и негласных норм коммуникации. Приехавший с фестиваля  "Арзамасские купола" товарищ, выступавший там, говорил, что нельзя сравнить  Арзамас с Новосибирском, там чувствуется христианская вера везде в людях,   и  доброта, и сердечность, а в Новосибирске, увы, не так.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос”  (Мф. 23: 8)                                                                                                          

Невольно задаёшься вопросами.

Все ли народы имеют традицию просить прощение друг у друга или нет? И если да, то кто это делает, и как это происходит среди  разных народов? Не понимая этого, трудно связать в единую семью народы не то что в мире, но и в одной многонациональной стране. Мне встречались  представители разных народов, которые по-разному просят прощение, а некоторые не делают это  и вовсе. Как есть и люди, которые никогда не  чувствуют своей вины и  не просят прощение.

Просить прощение у Бога в церкви оказывается легче, чем простить и попросить прощение у знакомого человека. Почему так?..

Что делала церковь в случае  подобных ссор, как это произошло с Иваном Никифоровичем и Иваном Ивановичем? Похоже, что ничего?

В пьесе А.М. Горького "На дне" чему учит оказавшихся на дне Лука???

Часто ли священник заступался за сирых и убогих и был ходатаем за бездомных  перед сильными и неправыми, доставало ли мужества на это?

Поэтому и не видим мы и сейчас ни на одном пикете  представителей духовенства, которые отстаивали бы  или напоминали бы о милосердии, сострадании тем  безбожным  властям, которые ведут себя не лучше язычников в ранние христианские времена.   "Глупый  пингвин робко прячет тело жирное в утёсах" (А.М.Горький)?

Смирение стало главной добродетелью,  кроткие наследят не небо, а землю, небом  ведь сыт не будешь, хотя и не хлебом единым..., а земля-то пропитает. Но кроткие уже и землю не наследят, похоже. Царствие небесное не для тех, кто ходит в храм?  В храм ходят разве  только за тем, чтобы наследовать  только землю, то есть стать смиренными и кроткими и безъязыкими, а остальные заповеди Божьи? Что-то не похожи  на ранних христиан нынешние христиане, или я не прав?

Раз в году Прощёное воскресение напоминает о том, что надо помириться???  Есть ли у Вас те, на кого Вы обижены, есть ли те, перед кем у Вас есть чувство вины? Не праздный вопрос. Сперва помирись с братом своим..., но разве вас будут исповедовать священники на это счёт перед тем, как допустить к причастию?

Просить прощение и обижаться, с точки зрения зрелого и незрелого человека, имеет совершенно разный психологический смысл.

Миротворцы сынами божьими нарекутся!!

Народ, разделившийся сам, в себе не устоит!!!

Надо сказать, что люди ходящие в храм, ходят слушать чтение Евангелия, сами читают, но даже на большие праздники  многие не готовы сделать шаг навстречу друг другу и, выйдя из храма, стараются держаться друг от друга подальше, по сути, такие же, как Иван Иванович и Иван Никифорович из повести Гоголя. 

Даже многолетнее хождение в храм никак не влияет, не смотря на причастия и провождение там всего свободного времени. Подчас там спасаются  и от мира, и от людей.

Христос дал Нагорную проповедь, и сказал Я есмь путь, но, похоже, никто не собирается её читать и разбирать  по нескольку раз на дню, чтобы понять, а каков же это путь?

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

— Евангелие от Матфея

Перефразируя известного классика,  отвлечённо простить всех и любить отвлечённо  всех проще, чем простить конкретного человека и полюбить конкретного человека, просить отвлечённо прощение у всех проще, чем у конкретного человека?

Миротворцы сынам божьими нарекутся, а не миротворцы кем?? Сынами дьявола, сынами погибели?

Правды ради, если дьявол - отец лжи, то лгущий мирянин или  священник, чей он сын?

Что делали священники для того, чтобы примирить "Иванов  Ивановичей" и "Иванов  Никифоровичей"?

 

Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (Аудиозапись)

Год выпуска: 1950
Автор: Гоголь Николай

Исполнители: Василий Меркурьев, Юрий Толубеев, Михаил Екатерининский, Юрий Свирин, Константин Злобин, Михаил Шихман.

от автора: Владимир Ермогаев

Описание: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», рассказывает о многолетней вражде, пришедшей на смену столь же многолетней дружбе между двумя соседями. Иван Иванович и Иван Никифорович, как следует из первой главы, – люди, мягко говоря, не лишённые недостатков. Но жители небольшого малороссийского городка очень уважают их и считают образцом неразрушимой дружбы, пока в один прекрасный день Иван Иванович не заходит в гости к Ивану Никифоровичу, чтобы получить в подарок или выменять на что-нибудь понравившееся ружье, и одного неосторожного слова оказывается достаточно, чтобы навсегда превратить их во врагов…

Доп. информация: Радиопостановка из ЗОЛОТОГО ФОНДА советского радио.
Повесть Н. В. Гоголя впервые опубликована в альманахе А. Ф. Смирдина «Новоселье» (часть 2-я, 1834), с подзаголовком «Одна из неизданных былей пасичника Рудого Панька». С незначительными стилистическими исправлениями включена в сборник «Миргород» в 1835 году. При помещении в собрание сочинений (1842) автор добавил одну фразу в конец первой главы.

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик...

 

Миротворцы сынами божьими нарекутся!!

Мне известно множество случаев, когда люди живут десятилетиями с обидой в душе, и зачастую причины бывают просто из-за недоразумений, недомолвок и нежелания понять другого. Сколько людей обвиняют в душе другого и с неприязнью относятся друг к другу даже в семьях, которые казалось бы должны были бы быть примерами, поскольку не пропускают ни одной службы. Сколько случаев известны среди невоцерковлённых людей, которые просят прощение, сколько случаев известны, когда священники действуют так, что из-за их отношения к людям  перестают ходить в их храм те или иные прихожане. Врачу, исцелися сам, - гласит пословица. Если священник - это врачеватель души, а не тела, то, наверное, с него и спрос больше, и обучение его должно быть не только формальным книжным или фарисейским. Сейчас и психология гражданская, светская  развита настолько, что не грех кое-чему и там поучиться врачевателю душ, если не сильно заноситься и понимать, что есть знания вполне универсальные, которые могут пригодиться не только светским психологам, но и священникам. Но уж коли   речь зашла о священстве, то стоит вспомнить, если не всех, то хотя бы некоторых из православных священников, которые показывают пример многим свои братьям по служению.    Примером такого поведения  может быть архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Если после разговора с врачом больному не стало легче, значит это был не врач.
-В.М. Бехтерев-

Часто мы видим священников в ролях разных, но редко в роли утешителя и врачевателя души. Однажды один известный психолог сказала, что если больному после беседы с врачом  не стало лучше, то это плохой врач. А что можно сказать о священнике - врачевателе душ?

Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство).

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки… Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм… Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец… не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова.

https://foma.ru/sviatitel-luka-professor-vrach-arhiepiskop.html

 

 

Тамбовский волк тебе товарищ

 

 

"Я полюбил страдание ". Автобиография Святителя Луки

 

 

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Н.В.Гоголь (текст)

 

 

Медиация

 

 

Что такое обида

 

 

Как  правильно просить прощение (советы психологов могут кому-то и пригодится). Правда, там нет совсем советов, а как прощать, а это немаловажно.

 

 

Как просить прощения: 6 шагов на встречу

 

 

Тайный смысл Прощёного воскресенья

 

 

"Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой"

 

 

Некоторые отличия в извинении и прощении в разных культурах, например, в китайской и западной (из материалов одного из  форумов)

 

 

Как правильно извиняться по-английски

 

 

Культура извинения. (Кузнецова Е.С. Ульяновск, УлГПУ им.И.Н.Ульянова, педагогический факультет)

 

 

История появления праздников Прощёное Воскресенье - 13 неизвестных традиций празднования прощёного воскресенья

 

 

Выдержка из книги :

Майкл Хендерсон ПРОЩЕНИЕ: РАЗРЫВАЯ ОКОВЫ НЕНАВИСТИ

Глава первая. Принимая дар

 

 

 Священник Александр Шмеман. Прощёное Воскресенье

 

 

Масленица. С.В. Максимов

 

 

Масленица. И.С. Шмелёв (Лето Господне)

 

 

Привычки милой старины или Пушкин на масленице 1831 года