В Германии отменили плату за обучение в университетах.Образование в СССР.
Автор: Борис Алексеевич СысоевДата публикации: 13.04.2016 (16:37)
Информация помечена тегами:
Образование Германия СССР Россия Инфонарод Конституция СССР
Образование в СССР: — система образования, начавшая складываться в советское время (Советская Россия, СССР).
Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР[1] статья 45 которой гласила:
Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования
Образование в Германии | стипендии и грантыВ Германии отменили плату за обучение в вузах
Чтобы понять, кто финансирует высшее образование в Германии, и как удалось сделать его бесплатным, нужно знать две вещи. Первая: Германия является федеративным государством, состоящим из 16 автономных земель, которые самостоятельно определяют политику по делам образования и культуры. Вторая: система немецкого высшего образования, состоящая из 379 высших учебных заведений, где обучается 2,4 млн студентов – это государственная система, и финансируется она государством. Существует небольшое количество частных образовательных учреждений, однако в них обучается менее, чем 5% от общего числа студентов. Противостояние между сторонниками и противниками платного образованияДо 1970-1971 гг. студенты ВУЗов Западной Германии должны были платить за обучение 120-150 немецких марок в семестр. Для малообеспеченных граждан делались некоторые исключения, однако, в целом, образование было платным для всех. Когда в 1960-х годах к власти пришла Социально-Демократическая Партия Германии, ее представители начали реформировать высшее образование. Был расширен доступ к высшему образованию для разных групп населения, и общее количество высших учебных заведений было увеличено. Начиная с 1971 года, правительство создает систему материальной помощи студентам, и отменяет плата за обучение. Первоначально, материальная помощь предоставлялась в форме грантов, затем половина шла в счет оплаты обучения, половина в счет гранта. Во время расцвета программы развития высшего образования в Германии в конце 1960-х, финансирование высших учебных заведений начало становиться неподъемной ношей для бюджета земель. Появились новые положения, регулирующие законодательство в сфере государственного высшего образования в Западной Германии. Тем не менее, первый закон, вышедший в 1976 году, запрещал взимать плату за обучение. В 1980е в коалиционном либерально-консервативном правительстве шли разговоры о возвращении платы за обучение. Однако вопрос о том, приведет ли это к тому, что бюджеты земель будут меньше платить университетам, зашел в тупик. 1990е: платное образование возвращаетсяРеформы пришлось отложить на несколько лет после падения Берлинской Стены и объединения Германии, поскольку вся система высшего образования Восточной Германии требовала пересмотра и изменения. Новое обсуждения вопроса о введении платы за обучение началось в середине девяностых, когда стало очевидно, что это могло бы решить многие проблемы системы высшего образования Германии. В конце девяностых противники платного образования сдались: была введена плата для так называемых «долгосрочных студентов» - тех, кто проучился на своей образовательной программе на несколько семестров дольше положенного срока, но так и не закончил университет. В 2002 году, земли, которые находились под управлением консервативных правительств, обратились в суд, с требованием признать недействительным закон, запрещающий взимать плату за высшее образование, поскольку вмешательство во внутренние образовательные дела земли незаконно. В 2005 году Федеральный конституционный суд удовлетворил требование; сразу после этого, высшее образование в 7 федеральных землях стало платным. В 2006 году этот закон был окончательно отменен в процессе государственной реформы в Германии. В некоторых землях стоимость обучения превышало 500 евро в семестр, однако Берлин и восточные земли отказывались вводить оплату. Превосходство и кризисТем не менее, в рамках той же самой реформы, земли объявили о своей полной самостоятельности в вопросах высшего образования. Это привело к тому, что Федеральное министерство образования и научных исследований Германии отказалось участвовать в программах совместного финансирования высших учебных заведений. Таким образом, у федерального министерства в распоряжении оказалась большая сумма, которая пошла на финансирование инициативы «Превосходство в науке». Эта программа, запущенная в 2005 году, предлагала группе университетов гранты на конкурсной основе, которые помогли бы вывести учебное заведение на рынок мирового образования. Но это также значило, что в более бедных землях начались проблемы с финансированием высших учебных заведений. Проблемы также усугублялась тем, что большая часть менее развитых земель располагается в Восточной Германии, где, по общему решению правительств этих земель, образование было бесплатным, чтобы привлечь больше студентов. Постепенная отменаВ последующие годы, после избрания в правительства земель представителей социально-демократической партии или партии зеленых, оплату за обучение в них вновь отменяли. В земле Гессен, например, образование было платным только один год. В конце концов, образование плата за образование осталась только в двух землях – Баварии и Нижней Саксонии. В конце концов, консервативное правительство в Баварии поддалось общей тенденции, и оплата обучения была отменена в зимнем семестре 2013-2014, Нижняя Саксония отменяет оплату в зимнем семестре 2014-2015. Однако главы высших образовательных учреждений заявили министрам, что их университеты не смогут предоставлять образовательные услуги высокого качества, если потери в финансировании не будут компенсироваться. Многие земли согласились выделять финансирование своим ВУЗам – которое, однако, не сможет полностью покрыть недостачу – при условии, что эти деньги будут расходоваться исключительно на улучшение качества обучения. Министерства постановили, что студенты должны принимать участие в принятии решений о том, на какие цели будут расходоваться эти средства. Как осуществляется финансирование сегодняСегодня все учреждения высшего образование получают средства от соответствующего министерства своей земли. Сумма утверждается на переговорах, которые проходят раз в год или раз в два года. Стандартная сумма может увеличиваться за счет дополнительных соглашений между ВУЗом и землей, относительно зачисления дополнительных студентов или компенсации денег, потерянных из-за отмены оплаты обучения. Также существуют программы дополнительного финансирования, в которых принимают участие земли и федеральные министерства, направленные на стимулирование исследований в рамках «Превосходства». Конечно, большинство образовательных учреждений считают, что средств, которые им выделяют, недостаточно. Возросло давление на преподавателей, которым теперь нужно искать дополнительные источники для финансирования исследований. Конкуренция на получение подобных грантов также увеличилась. Тем не менее, по сравнению с другими европейскими государствами, правительства земель в Германии очень щедры к своим университетам – они оплачивают до 80% их нужд. Кроме того, существуют различные источники внешнего финансирования. Государство платит, но насколько его хватит?Несмотря на возросшую конкуренцию и финансовую отчетность университетов перед государством, в обществе преобладает мнение, что высшее образование – это государственная система, и она должна финансироваться государством. Отменив оплату обучения во всех землях, даже с консервативными правительствами, государство также выступило в поддержку этого мнения. Более того, Федеральный министр образования и научных исследований Германии, представитель Консервативной Партии, заявил, что уровень финансовой поддержки нуждающихся студентов существенно возрастет в 2016-2017 учебному году. Однако объемы финансирования существенно различаются в зависимости от институциональных и региональных условий. Победители государственной инициативы «Превосходство в науке» уже получили и продолжат получать дополнительное финансирование, направленное на то, чтобы немецкие университеты заняли более высокие места в мировом рейтинге образовательных учреждений. В 2014-2015 учебном году в мировой рейтинг университетов Times Higher Education вошли 12 ВУЗов Германии, на 2 больше, чем в предыдущий год. Университеты в более бедных землях (в основном, в Восточной Германии) получают меньше денег, и зарплата их сотрудников обычно меньше, тогда как более богатые земли (в основном, на юге страны) получают больше финансирования. Споры по поводу необходимости оплаты обучения, которые приостановлены сейчас, могут вновь разгореться в будущем. Этот вопрос не был закрыт раз и навсегда. В возвращении оплаты заинтересованы как правительство, так и представители университетов, хотя и по разным причинам. Однако общество сегодня не поддерживает эту инициативу. Если настроения изменятся – а соответствующие консультативные органы и научно-исследовательские центры уже работают над этим – платное образование может вернуться. Как поступить в немецкий вуз?Хотите начать учиться в Германии? GSA проводит индивидуальные консультации и оказывает помощь в поиске стипендий и грантов на обучение в Европе и по всему миру. |
|
1797 | 1807 | 1817 | 1827 | 1837 | 1847 | 1857 | 1867 | 1877 | 1887 | 1897 | 1907 | 1917 | 1927 | 1937 | 1947 | 1957 | 1967 | 1977 | 1987 |
0,127 | 0,148 | 0,179 | 0,222 | 0,270 | 0,320 | 0,367 | 0,435 | 0,516 | 0,592 | 0,762 | 0,930 | 1,112 | 1,502 | 3,376 | 5,442 | 6,048 | 6,974 | 7,861 | 8,833 |
1920-е годы
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленой "ликпунктами" и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).[10].
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность»[1]. Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня[11]. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек[12]. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. [13] Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.[11]
Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. [14][15] Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).[16]
Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен первой мировой и гражданской войнами. Так же большое количество образовательных учреждений было потерянно вместе с рядом территорий с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588 а количество учащихся сократилось до 7 322 062.[17] Только к 1926 году количество школ возросло до 111 046 а количество учащихся до 10 219 529).[17] Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли[5][18].
Год | Расходы на просвещение (в руб.) | Процент от бюджета |
---|---|---|
1925-26 | 520 000 | 12,36% |
1926-27 | 691 000 | 11,96% |
1927-28 | 895 000 | 12,42% |
1928-29 | 1 123 000 | 12,78% |
1929-30 | 1 781 000 | 13,37% |
Изменение численности начальных школ и учеников, обучающихся в них, в 20-х годах[19]:
Число нач. школ | Число учеников | |
---|---|---|
1914-151 |
104,610 | 7,235,988 |
1920-21 |
114,235 | 9,211,351 |
1921-22 |
99,396 | 7,918,751 |
1922-23 |
87,559 | 6,808,157 |
1923-24 |
87,258 | 7,075,810 |
1924-25 |
91,086 | 8,429,490 |
1925-26 |
101,193 | 9,487,110 |
1926-27 |
108,424 | 9,903,439 |
1. В границах до 17.09.1939[20] |
В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.
Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. [17] Из них:
- в начальных школах с 5 993 379 в 1922/23 гг. до 9 845 266 в 1929/30 гг.
- в неполных средних школах с 736 854 в 1922/23 гг. до 2 424 678 в 1929/30 гг.
- в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922/23 гг. до 1 117 824 в 1929/30 гг.
Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу)[21] до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов.[21] Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г.[20]. (в 1930 г. 272 000)
Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции[22]. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в т. ч. 438 НИИ и их филиалов).[23]
Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами.
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.
1930-е годы
Войны и революции 1914–22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция[24], а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70–90% кадров, относимых к наиболее квалифицированным (включая в это число образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)[25]
По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.
В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.[26]
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы[14][15].
В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.[27]
В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках.[2] Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.[28]
Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг. [2]
Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.[17] Из них:
- в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
- в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.
- в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.
Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.
Коллличество высших учебных заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в которых обучалось 504 000 студентов.[20]
В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз [29].
К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов.[3]. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.[28].
Статистика изменения процента грамотного населения:
1917[30] | 1920[31] | 1926 | 1937[32] | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сельское население: | Муж. | 53% | 52,4% | 67,3% | — | 91,6% | 99.1% | 99.6% | 99.6% |
Жен. | 23% | 25,2% | 35,4% | — | 76,8% | 97,5% | 99,4% | 99,5% | |
Всего | 37% | 37,8% | 50,6% | — | 84,0% | 98,2% | 99,5% | 99,6% | |
Городское население: | Муж. | 80% | 80,7% | 88,0% | — | 97,1% | 99,5% | 99.9% | 99.9% |
Жен. | 61% | 66,7% | 73,9% | — | 90,7% | 98,1% | 99,8% | 99,9% | |
Всего | 70,5% | 73,5% | 80,9% | — | 93,8% | 98,7% | 99,8% | 99,9% | |
Всего: | Муж. | 58% | 57,6% | 71,5% | 86% | 93,5% | 99,3% | 99.8% | 99.8% |
Жен. | 29% | 32,3% | 42,7% | 66,2% | 81,6% | 97,8% | 99,7% | 99,8% | |
Всего | 43% | 44,1% | 56,6% | — | 87,4% | 98,5% | 99,7% | 99,8% |
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:
- 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);[1][33][2]
- 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;[1]
- 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;[1]
- 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;[1]
- 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));[1][34]
- 1935 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;[1]
- 1936 год — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;[35]
- 1936 год — постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);[26]
- 1938 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».[36]
1940-е годы
В начальных - 9786 тысяч.Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек.[37] Из них:
В семилетних - 12 525 тысяч.
В средних - 12 199 тысяч.
Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.[20]
В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.[37]
В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».[38]. Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 г. — около 5%[39].
Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии.
Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений[40]. Данное постановление действовало вплоть до его отмены 1954 г. по решению Совета Министров СССР[41].
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…
По воспоминаниям Юрия Жданова (беседовавшего со Сталиным осенью 1947 г.), Сталин считал, что высшее образование в России прошло три этапа:
В первый период … были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки. Затем, с развитием хозяйства и торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Сейчас … следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы… сейчас у нас нередко говорят: дайте образец из-за границы, мы разберём, а потом сами построим.
Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:
…этот комплекс для Московского университета, и не в 10—12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием… Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах.
Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.


Иосиф Сталин и Максим Горький в скверике на Красной площади, 1931 год
В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения[42].
Развитие советской естественной науки (кроме биологии) и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро охватила весь фронт исследований. Учёные-естественники стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всём мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным были подписаны около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.
До 1950 года в СССР было широко распространено т.н. «новое учение о языке» в лингвистике, созданное советским филологом Николаем Марром. В работе Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» данное «учение» было подвергнуто критике.
Во время Великой Отечественной войны
В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.[1]
Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны[37]:
Школы | Высшие учебные заведения | Средние специальные заведения | |
---|---|---|---|
1941/42 |
17 765 000 | 313 000 | 415 000 |
1942/43 |
14 036 000 | 227 000 | 316 000 |
1943/44 |
17 966 000 | 400 000 | 503 000 |
1944/45 |
24 656 000 | 585 000 | 812 000 |
1945/46 |
26 094 000 | 730 000 | 1 008 000 |
1950-е годы

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров).[23] Из них:
В общеобразовательных школах - 30 127 тыс.
В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек.
В техникумах и средних специальных уч. заведениях - 2 012 тыс.
В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.
Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.[20]
В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).[20]
Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.[1]
- 6 июня 1956 года — «Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
- 1958 год Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.[1]
1960-е годы
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так[43]: 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %.
1970-е годы
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
1980-е годы
В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ в России 1990-х годов.
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Запустите волну сарафанного радио:
54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)
|
У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!
Еще никто не оставлял комментарии

Образование
Особенности образования в разных странах.
Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина; Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна;
Дата создания: 12.03.2015 (21:41)

Образование
Особенности образования в разных странах.
Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина; Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна;
Дата создания: 12.03.2015 (21:41)